Распутывание клубка Хапчаевых

Изучение фамильного древа Хапчаевых я откладывал по нескольким причинам. Наиболее значимыми было отсутствие архивных данных — всё что есть, известно со слов кого-то из стариков — и сильная разветвленность древа, вкупе с малым количеством фактической информации. Например, какая-то из дочерей, имя которой неизвестно, вышла замуж куда-то в другой регион и родила там много детей неизвестного пола. И как такую информацию добавить в древо?

Род происходит от основателя Хапчи, который по преданию, переехал из-за гор (Грузия) из-за какой-то мутной истории. Толи он кого-то убил, толи его кто-то хотел убить… Мой генетический анализ выявил наличие примерно 200-500 лет назад общего предка по прямой мужской линии со сваном Авалиани, что частично подтверждает эту версию. А вот дальше начинается путаница…

Через неопределенное количество поколений появился Акъай (~1780-?) и его сын Темир (~1810-?). Их даты рождения вычислены примерно из дат рождения одного из потомков, прибавляя новое поколение каждые 30 лет. Эти даты сильно условны. Где-то я слышал, что карачаевцы женились поздно, предпочитатая сначала встать на ноги, а потом уже жениться. При этом, продолжительность жизни была короче современной, поэтому, думаю, корректно будет считать 30 лет — «поздно».

Исторически миграция карачаевцев происходила с гор (Къарт-Джурт, Хурзук, Учкулан) в более равнинные регионы (Джегута), а уже оттуда большой поток безземельных семей, которым не досталось новых земель, переселились в Теберду. У современных Хапчаевых есть 3 ветви, Хурзукская, Джегутинская и Тебердинская, отражающие эти переселения.

Акъай и Темир указываются в качестве предков в 2 генелогических древах (Хурзукском и Джегутинском), что я видел. При этом оба дописаны уже после того как составлено древо. В списке карачаевских семей, составленном в 1874 Баталпашинским приставом генералом Н.Г. Петрусевичем указано 5 семей. В списке указаны только главы семей и количество лиц мужского пола, но понять отношение к главе семьи невозможно. Это могут быть сыновья, дряхлый отец, муж дочери или кто-то еще… При анализе я сравнивал количество известных сыновей с указанной цифрой, но не всегда совпадение было точным.

В списке указаны 5 человек:

  • Давлет — 3
  • Давлетуко — 7
  • Муса — 3
  • Али — 4
  • Шогаиб — 2

Мусса — это мой предок. Сын Джаная. Со слов полевого информатора Токовой Гаттю Ибрагимовны (1926-2011) записанных незадолго до её смерти, Джанай был в хороших отношениях с Петрусевичем. Так же она сказала, что у Джаная был только один сын. При этом, со слов сына Багъата известно, что у Багъата Муссаевича были двоюродные братья Махай и Чибин Алиевичи. Из чего можно сделать вывод, что Мусса и Али были родными братьями. И возникает резонный вопрос почему самого Джаная нет в списке? Он или уже умер к 1874 году или жил с одним из сыновей.

У Али известно двое сыновей, а у Муссы разные информаторы называли от одного до трех сыновей. Можно допустить, что Джанай жил в доме сына Али, тогда получается как раз 4 мужчины, а если у Муссы было три сына, то скорее всего самый младший родился после 1874 года. Примерные даты рождения: Джанай (~1820-?), Мусса (~1850-?), Али тоже примерно 1850 года рождения. Об этой ветке напишу немного подробнее потом.

В 2005-2006 году Хапчаев Аскербий собрал и структурировал воспоминания своего отца и его брата и вывел своё древо через Иссу к Джанаю, Темиру и далее. Там же есть ссылка на «братьев» Иссы, указанных в списке Петрусевича, и предположение, что Исса еще не родился во время его создания. Здесь явно какая-то ошибка, которую я не могу объяснить из-за того, что совсем не знаком с этой ветвью, и не знаю, какая информация достоверная, а какая может быть неправильно интерпретирована.

Так у Иссы указан старший сын Шогъай, а у него сыновья Aзаматгepий и Хазргерий. На сайте obd-memorial.ru есть информация об их призыве в ряды РККА, и указаны годы рождения 1904. Даже, с допущениями +/- 5 лет, это даёт ~1870 год рождения Шогъая, и ~1840 год рождения Иссы. Исса вполне мог быть сыном Джаная, но возникает вопрос почему его нет в списке? Может он уже умер к 1874 году? Или жил в семье брата?

Кроме того, Шогаъиб не упоминается нигде, кроме списка Петрусевича, возможно это такое написание Шогъая Иссаевича? Если это так, то он должен был родиться хотя бы в 1855 году, чтоб к 1874 быть главой семьи. И в таком случае все равно возникает вопрос, а где остальные сыновья Иссы, если он уже умер к этому времени? Надеюсь, интересующиеся генеалогией представители той ветви внимательно проанализируют все доступные источники, которых к сожалению, не так много, и внесут ясность в эти вопросы.

Год рождения Даулета вычисляется из дат рождения его внуков, и равен примерно 1840. Ссылок на документально-подтверждённый возраст потомков Даулетукъа у меня нет, но он должен быть немного старше, чтоб успеть родить 6 сыновей к 1874 году. Эти двое указаны как братья (двоюродные?) Иссы, и скорее всего были родными братьями из-за сходства имён. Как именно они связаны с Муссой, Али или Джанаем не ясно.

Тебердинская ветвь ведёт своё древо от Къойчу, который когда-то был усыновлён кем-то из Хурзукской или Джегутинской ветви. Кем именно не ясно, и где они в списке Петрусевича тоже непонятно. В списке призывников есть Хапчаев Идрис Койчуевич (1905-1942), значит его отец должен был родиться примерно в 1875 году. Возможно, он был усыновлен Даулетукъа, т.к. у него наибольшее несоответствие между количеством членов семьи и известными потомками. Это же может объяснить и наличие других тебердинцев, рождённых в начале прошлого века, с другими отчествами. Где-то я слышал, про 2 усыновленных мальчиков, но не уверен в этом. При этом аулы проживания до призыва тоже вносят путаницу.

В общем вопросов еще много, и с какой стороны к ним подступиться, я не знаю.

Большая просьба к Хапчаевым, которые зайдут на эту страницу в поисках информации о своих предках. Я не претендую на истину в последней инстанции, и вполне могу ошибаться. Если вы знаете, что-то, что поможет разобраться кто кому как доводится, кто когда родился и умер, не проходите мимо — напишите комментарий. Это поможет всем интересующимся узнать как же дело было на самом деле.

  • 14/09/2016